Размер шрифта Цветовая схема сброс Изображения

«Риторика» от момента зарождения до сегодняшнего дня

Возникновение риторики – науки об ораторском искусстве, произошло в Древней Греции. Аристотель продолжил изучение этого вопроса и написал труд под названием «Риторика», в котором описал её понятия и среду применения.

Красноречие и умение убеждать было обязательным качеством судебного или политического деятеля в Античные времена. Главная цель оратора, добиться нужного ему результата с помощью слов, силой убеждения и переведением зрителя в новое для них состояние. В древние времена, кроме хорошо поставленного голоса и грамотной речи, оратор должен был уметь манипулировать людьми с помощью «пафоса», который являлся критерием красноречия.

В Древнем Риме наука о красноречии занимала высокое место. Множество работ, написанных в то время, до сих пор пользуются большой популярностью. Основным направлением науки были судебные и политические речи. Изучение «риторики» начиналось ещё в школах, где ученикам давалось задание сочинять речи для вымышленных Судов и публичных выступлений.

В Средневековье «риторика» особо не изменилась, но основной упор был сделан на церковные речи и проповеди. Основными задачами науки были умение поучать и побуждать. Нравоучение – стало синонимом эффективности речи.

А вот уже во времена Возрождения, ораторское искусство претерпело некоторые изменения. Главной площадкой для публичных выступлений становятся театральные подмостки, а главным инструментом речи оратора становятся произведения литературы.

В Россию само понятие «ораторское мастерство» пришло поздно. Первым значимым трудом по этой теме стала «Риторика» Ломоносова. Область применения красноречия и убеждения в России того времени – это церковные книги и проповеди.

Во временя СССР риторика негласно являлась наукой для политической элиты и не получала распространения среди населения. Публичным же людям приходилось брать специальные занятия по технике и логике речи, овладевать ораторским искусством.

С начала 90-х, когда в России стала строиться рыночная экономика, интерес к риторике значительно повысился. Науку преподают в ВУЗах, на тренингах и курсах ораторского мастерства. Ведь именно умение убеждать, отстаивать свою точку зрения, вдохновлять на поступки, доказывать правоту – является ключевым во многих профессиональных сферах: политика, судебные процессы, продажи, реклам и многое другое. Именно поэтому сегодня так популярны ораторские курсы. Но подойти к выбору своей школы и тренера надо внимательно, критически проанализировав все, что Вам предлагают.

Владимир Попков   •   18 Апреля   •    "Особые знания"