Размер шрифта Цветовая схема сброс Изображения

Древнее ораторское искусство. Речь Марка Антония

Александр Эпштейн

Монолог Марка Антония над телом Цезаря — один из лучших образцов ораторского искусства. Это выступление стоит в центре классической трагедии Уильяма Шекспира «Юлий Цезарь».

В 44 году до н.э. люди из окружения Цезаря устроили заговор и убили римского тирана. Лидером заговорщиков был Марк Брут, которого Цезарь считал своим близким соратником.

Полководец Марк Антоний узнал об убийстве друга и приехал на место расправы. Он увидел тело Цезаря и попросил выступить на похоронах. Антоний захотел отдать последние почести товарищу, о чём честно сказал заговорщикам.

Брут разрешил Антонию произнести надгробную речь, но поставил три изощрённых условия. Во-первых, Антоний должен был сразу озвучить, что выступает с разрешения заговорщиков. Во-вторых, он мог выступать только после самого Брута, который прежде расскажет людям о мотивах убийства. В-третьих, Антонию запрещалось говорить плохо о заговорщиках.

В день похорон первым перед народом выступил Марк Брут, который считался блестящим оратором. Он в красках рассказал о пороках Цезаря и причинах заговора. Толпа стала ликовать и славить убийц, народ обрадовался избавлению от властолюбивого тирана.

Марк Антоний оказался в очень невыгодной ситуации. Он выходил к злой и разгорячённой публике, люди были настроены против него и не хотели слушать доводов в пользу Цезаря. Но Антоний произнёс такую пламенную речь, после которой народ проклял заговорщиков и поднял против них восстание. При этом он не нарушил ни одного условия Брута.

Монолог «Друзья, собратья, римляне! Не славить пришёл я Цезаря, а хоронить» пополнил золотой фонд риторики, его изучают на курсах ораторского искусства во всём мире.

Речь Антония придумал Уильям Шекспир — к сожалению, подлинного текста не сохранилось, остались только воспоминания современников. Сам английский писатель прекрасно владел ораторской речью — ещё в детстве он изучил предмет риторики. В эпоху Возрождения риторика занимала важное место в школьном образовании.

У творческого объединения «Культура речи» есть курс ораторского искусства для детей и подростков — мы убеждены, что учить речевому мастерству можно и нужно с детского возраста.


 

Александр Эпштейн   •   29 Мая   •    "Особые знания"